(473) 220–80–20
[email protected]
Главная Архив 2016 ИН №92 ЗОДЧЕСТВО VRN 2015: КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВОРОНЕЖ.

ЗОДЧЕСТВО VRN 2015: КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВОРОНЕЖ.

ЗОДЧЕСТВО VRN 2015: КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВОРОНЕЖ. Форум ЗОДЧЕСТВО VRN в 2015 году стал более компактным и камерным, но не потерял в насыщенности, у него уже есть устойчивая аудитория и сформированный круг авторитетных экспертов, который пополнился новыми именами. Организаторы - правительство Воронежской области, управление архитектуры и градостроительства Воронежской области и Союз архитекторов России - приняли решение вернуть в программу конкурс проектов, показавший наличие у архитектурно-строительного сообщества крупного творческого резерва. Среди событий форума «ИН» выделил для себя три лекции. Первая из них – «Городские правила дизайна» - тесно связана с темой разработки дизайн-регламента Воронежа, освещавшейся в нашем журнале. Ее прочел ЭркенКагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева. Еще одна ключевая составляющая повестки дня городского хозяйства – комплексная реформа транспортной сети – была представлена в выступлении архитектора-градостроителя Ильи Заливухина, соучредителя компании «Яузапроект». Особенной ценностью ЗОДЧЕСТВА VRN является акцент на философском и мировоззренческом измерении архитектуры. В этом отношении мало что может сравниться с лекцией вице-президента Московского отделения Международной академии архитектуры АндреяЧернихова. ПРАВИЛА ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ ЭРКЕНА КАГАРОВА: 1) Мебель в транзитных зонах должна иметь спокойный, достаточно строгий дизайн. Обилие деталей и яркие элементы здесь ни к чему — они только добавляют «шума» в и без того избыточный информационный поток. 2) Декоративные элементы и интересные детали уместны для мебели, установленной на пешеходных улицах. 3) Мебель для парка или пешеходного переулка не обязательно должна быть дорогой или иметь необычный дизайн, главное — соблюдать единообразие. Скамейка и урна из одинакового материала, выполненные в одном стиле, уже создают впечатление ухоженной зоны, в которой приятно находиться. 4) В некоторых случаях современная типовая городская мебель вписывается в архитектуру прошлых веков. Обратное сочетание чаще всего дает отрицательный результат. 5) Для борьбы с уличным вандализмом следуетприменять перфорирование или рельефное текстурирование поверхностей, а также сократить количество и площади плоских поверхностей. 6) Вывески должны вписываться в городскую среду и взаимодействовать, а не конкурировать с ней. 7) Самым предпочтительным видом вывесок являются объемные отдельностоящие буквы и знаки без подложки. 8) Реклама не может располагаться отдельно от городского оборудования, она должна его защищать или окупать эксплуатацию. 9) Даже нуждающиеся в реставрации поверхности зданий предпочтительнее, чем закрывающая их реклама. В комментарии для «ИН» ЭркенКагаров остановился подробнее на некоторых моментах, озвученных в его лекции. «Упорядочивание вывесок и уличной рекламы – это не только вопрос эстетической дисциплины. Данные мероприятия делают город более комфортным и привлекательным для творческих и динамичных групп жителей, которые очень восприимчивым к таким вещам. Повышается конкурентоспособность и самого города, как с точки зрения туристического потенциала, так и в плане человеческого капитала: удается не только удержать креативные кадры, но и привлечь их из других регионов», - объясняет арт-директор Студии Лебедева. По его словам, не следует преувеличивать возможные издержки предпринимателей – при грамотной организации процесса они будут минимальными: «Нет необходимости в единовременной смене вывесок. Это должен быть постепенный процесс, совпадающий с их естественным обновлением по эксплуатационным причинам. Ведь предпринимателям и так приходится каждые 5-6 лет производить замену пришедших в негодность вывесок». Не стоит бояться и потери индивидуальности – напротив, устранение «визуального шума» избавит от лишних затрат и позволит сделать правильные акценты, а стандартизация упростит процедуры согласования. Чтобы данная реформа носила долгосрочный характер, Кагаров считает нужным закрепить ее основные положения на законодательном уровне. ДОРОЖНАЯ КАРТА ИЛЬИ ЗАЛИВУХИНА: Доклад Ильи Заливухина – это редкая возможность услышать неангажированное и при этом профессиональное мнение относительно возможного решения тех структурных проблем, с которыми борется наш город. Заливухин подчеркивает, что представленная им модель носит характер пусть и научно обоснованной, но все же внешней проекции и потому не может учесть всех конкретных деталей городской среды Воронежа. Свою задачу он видит не столько даже в запуске верной модели, сколько в остановке модели ошибочной, которая, к сожалению, функционирует сейчас и обладает высоким потенциалом инерции. Кроме того, даже если региональные власти примут решение о начале инфраструктурной реформы, то в их распоряжении отсутствуют «дорожные карты» и стратегии пространственного развития. Восполнить этот методический пробел как раз и призвана работа Ильи Заливухина. Вот ее основные принципы: • Так же, как и человек, город состоит из транспортного каркаса – это скелет города, архитектуры – это его мышцы, инженерной инфраструктуры – внутренние органы, управление городом – его нервной системы и самого главного, его жителей – души.города. Именно для нас и нашими потребностями и определяется значение и цель города. • Движение к принципу «компактного города» - с реконструкцией промышленных зон и модернизацией транспортного каркаса, что обеспечит устойчивое развитие города и сохранит природный ландшафт. • В центре города не должно быть конечных станций электричек, электрички должны проходить через весь город насквозь. • Скоростной автобус не сводится к выделенной полосе. • Необходима разработка единой системы скоростных дорог отдельно от городских улиц. • Не надо бояться хайвеев, надо бояться гибридов скоростных магистралей и городских улиц – это две разных идеологии движения. • необходимо уделять больше внимания не велодорожкам как таковым, а развитию качественного велопередвижения. • комфортное и доступное жилье это в том числе и направленная господдержка семейного усадебного жилища, включая выделение земли и развитие особой индустрии собственного дома, независимого от нынешнего жкх. • тип городской ткани зависит от транспортного каркаса и расстояния до него. • доступное жилье может быть только рядом с общественным транспортом. • поля не для застройки. ВЕГЕТАРИАНСКОЕ МЕНЮ АРХИТЕКТУРЫ АНДРЕЯ ЧЕРНИХОВА: Лекция профессора Чернихова содержала черты величественного и трагического эпоса. Это была история о том, как архитектура стала хищной, восстала против человека, победила его и взяла в плен. Но к чести человека он не оставил попыток к побегу, попыток укротить враждебную городскую среду и наполнить ее эстетическим и гуманистическим содержанием. Главными механизмами этого процесса, по мнению Андрея Александровича, являются сегодня переосмысление характера и облика социальной архитектуры,всесторонняя работа с публичными пространствами, различные направления стрит-арта. «Мы привыкли к уродству». «Если архитектор знает только архитектуру, он не знает даже ее». «Архитектурная профессия – профессия компромиссов». «Регламенты создаются, чтобы не совершались архитектурные преступления». «Осязаемый город складывается только при диктатуре». «С какого-то времени стали забываться главные слова в архитектуре – пропорция, композиция и ансамбль»
ВЫБОР
РЕДАКЦИИ
подробнее