(473) 220–80–20
[email protected]
Главная Архив 2017 ИН №103 Архитектурные конкурсы: НОВЫЙ ПОДХОД К ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Архитектурные конкурсы: НОВЫЙ ПОДХОД К ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Инициатором проекта выступил владелец участка - компания «ГитАн». «В первый раз о такой возможности мы услышали от руководителей городской архитектуры. – рассказывает о предыстории конкурса Илья Анохин. - Мы пришли на согласование с собственным проектом, который для нас разработала Персональная творческая мастерская №5. Поскольку данное место является знаковым для города, вице-мэр по градостроительству Владимир Астанин указал на необходимость вести его застройку с учетом мнения горожан и профессионального сообщества архитекторов». Далее состоялись публичные слушания с участием главы городской администрации Александра Гусева. По их итогам все заинтересованные стороны пришли к мнению, что на данном участке следует построить современное культурное здание. Было высказано пожелание, чтобы его проект был выбран на конкурсной основе. Важно отметить, что готовность пойти на такой сценарий целиком зависела от доброй воли заказчика, ранее подобные конкурсы не проводились. Таким образом, поддержав идею о проведении конкурса, мы создали прецедент», - поясняет Илья Анохин. Непосредственным организатором конкурса выступила Воронежская областная организация Союза архитекторов России. Выступая на церемонии награждения призеров, председатель правления ВООСАР Станислав Сорокин особо подчеркнул, что, согласно регламенту, участники должны были отвечать двум основным требованиям – являться членами Союза архитекторов России и представлять регионы Центрального Черноземья. Однако, по его словам, несмотря на локальный характер, обусловленный небольшими размерами участка, «конкурс вызвал огромный интерес - не только среди местных архитекторов и коллективов из ближайших областей, но и творческих команд и персоналий из других регионов страны». Всего былорассмотрено 16 конкурсных проектов. Илья Анохин условно выделил в них три основных типа: 1) проекты, ориентированные на освоение подземного пространства с минимумом наружного 2) проекты на основе овалов, кругов и камней, 3) классические проекты, предполагающие кубические формы со значительной площадью остекления. В состав жюри конкурса вошли президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, вице-президент Союза архитекторов России Андрей Асадов, вице-президент Международной Академии архитектуры Михаил Хазанов, руководитель управления архитектуры и градостроительства Воронежской области Марина Ракова, координатор сообщества «Архдозор» Ольга Рудева, два представителя заказчика, а также члены Союза архитекторов России, ведущие архитекторы Екатеринбурга, Липецка, Нижнего Новгорода, Перми и Санкт-Петербурга. Председателем жюри стал профессор, доктор архитектуры Юрий Кармазин. В своем выступлении он высоко оценил уровень организации мероприятия, отдельно отметив грамотную всестороннюю проработку технического задания. Члены жюри не скрывали, что были по-настоящему впечатлены качеством представленных на их рассмотрение проектов. Юрий Кармазин сделал акцент на том, что практически во всех работах чувствуется философский подход и наличие четко выраженной идейной основы. По мнению Ильи Анохина, «не менее 10 эскизов сделано на действительно качественном уровне». В то же время, при оценке проектов необходимо было учитывать контекст поставленной задачи: «уместиться в рамках бюджета и получить определенный образ». «Предугадывать результаты очень сложно. Мы получили несколько по-настоящему классных идей, которые возможно будут реализованы в будущем в другом месте. Таков, скажем, проект «Амфора» - я был от него в восторге. Или, например, московский проект в форме камней – он очень хороший, однако предполагает дорогое и сложное остекление. Да, это интересно, но в рамках нашего бюджета явно не подходит», - раскрывает детали Илья Анохин. В результате закрытого голосования всех членов жюри призовые места распределись следующим образом. Третью премию разделили между двумя воронежскими проектами. Один из них подготовила Елена Черных, другой является совместной работой Ольги Ковалевой и Марии Марининой. Вторая премия присуждена московскому архитектору Ярославу Усову. Победителем был признан еще один воронежский проект авторства Дениса Маркина. Руководитель Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области Марина Ракова подтвердила заинтересованность региона в подобного рода мероприятиях: «Нам очень хотелось, чтобы в нашем городе появилась нормальная честная практика проведения конкурсов. Честная с точки зрения судейства и правильная с точки зрения организации и применения результатов этого конкурса». Предвзятость в этом деле не устроила бы ни архитекторов, «которые хотят созидать», ни заказчика, намеренного инвестировать средства в объекты, «которые останутся в истории и архитектуре нашего города». Инвестор в целом положительно оценил итоги конкурса. Главными недостатками данного сценария Илья Анохин назвал значительные затраты времени (между публичными слушаниями и конкурсом прошло около 8 месяцев – целый строительный сезон) и непропорциональные масштабу объекта затраты. Однако ни то, ни другое в конечном итоге не является критичным фактором: «Да, для такого маленького объекта бюджет колоссальный. Но с другой стороны, если разделить его на количество полученных проектов, то получатся совсем незначительные цифры. Конкурс интересен для застройщика возможностью получить 15-20 качественных творческих работ, которые обойдутся в итоге в 4-5 раз дешевле обычного эскиза, и выбрать из них оптимальный вариант. Это главный экономический мотив». Кроме того, конкурс продемонстрировал огромный потенциал воронежской архитектурной школы. «Часто авторитет заказчика в лице крупных компаний давит на архитектора, загоняя его в определенные рамки. Как только архитектору дали свободу, выяснилось, что у нас из четырех первых работ, три — воронежские. «Несмотря на то, что наш первоначальный проект вошел в тройку, и согласно условиям конкурса мы можем его применить для застройки данной территории, проект ПАТМ №5 реализован не будет, потому что у нас поменялось восприятие к данному месту. Мы увидели в этом месте другую картинку, которая будет гармонична, более интересна, имеет особый образ. Можно определенно сказать, что данная процедура себя оправдала. Если у меня в дальнейшем появится сложный объект, который требует всестороннего взгляда, я однозначно буду проводить архитектурный конкурс для определения лучшей проектной идеи».
ВЫБОР
РЕДАКЦИИ
подробнее